Р.Ф. Хохлов
Археографический ежегодник за 1974 год. — М.: Наука, 1975. — С. 297–300.
Личный фонд известного ученого и революционера Петра Алексеевича Кропоткина (1842–1921) [1], хранящийся в Дмитровском музее (ф. 91, 562 ед. хр.), представляет собой важную составную часть его документального наследия.
Вернувшись после Февральской революции из эмиграции (1876–1917) в Россию, Кропоткин некоторое время жил в Петрограде, затем в Москве, а с весны 1918 г. поселился в Дмитрове, где и прошли последние годы его жизни. Здесь он продолжал научную и литературно-публицистическую деятельность, вел переписку и поддерживал тесную связь с сотрудниками Музея Дмитровского края и кооператорами, объединявшимися вокруг Дмитровского союза кооперативов. Большой резонанс в культурной и общественной жизни Дмитрова вызвали его выступления на съездах учителей уезда (в 1918 и 1920 гг.) и собраниях уполномоченных Союза кооперативов.
Архив Кропоткина сложился в основном в период его пребывания в эмиграции. Возвращаясь в Россию, он привез только часть документов и книг, а остальная часть была вывезена из Англии уже в 1925 г. его вдовой — С.Г. Кропоткиной. Большая часть этих материалов была передана ею в Музей П.А. Кропоткина в Москве, откуда после закрытия музея (в 1940 г.) поступила в Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР). В настоящее время документальные материалы Кропоткина распределены между тремя хранилищами: ЦГАОР СССР (ф. 1129), ГБЛ (ф. 410) [2] и Дмитровским краеведческим музеем. Небольшие комплексы материалов имеются также в Архиве Географического общества СССР, ЦГАЛИ и других хранилищах, а также у частных лиц.
Рассматриваемый фонд состоит, с одной стороны, из материалов, отложившихся в научном архиве Дмитровского музея в 1918–1921 гг., с другой — из материалов, переданных сюда после смерти С.Г. Кропоткиной в 1941 г. В 1959 г. значительная часть архива Кропоткина была передана из Дмитровского краеведческого музея в Отдел рукописей ГБЛ. В 1967 г. составителем данного обзора в музее был обнаружен ящик с документами кропоткинского архива, которые были присоединены к оставшимся после передачи в ОР ГБЛ материалам. Таким образом, в музее сформировался значительный документальный комплекс. Его обработка проводилась в 1968–1969 гг. и продолжается в настоящее время, поэтому в обзоре не указываются полные поисковые данные документов. Хронологические рамки фонда, включая материалы С.Г. Кропоткиной, — с 1854 по 1940 г. Материалы фонда частично использованы К.А. Соловьевым и Е.В. Старостиным [3].
Структуру фонда можно представить в следующем виде: 1) творческие рукописи П.А. Кропоткина и материалы к ним; 2) рукописи и черновые материалы С.Г. Кропоткиной; 3) переписка: а) письма П.А. Кропоткина; б) письма к П.А. Кропоткину; в) письма к С. Г. Кропоткиной [4]; 4) материалы разных лиц; 5) книги, периодика и другие печатные материалы; 6) изобразительные (в том числе иконографические) материалы.
Представленные в фонде творческие материалы Кропоткина (32 ед. хр.) — рукописи, выписки и т.п. на трех языках (русском, французском и английском) характеризуют широту и разнообразие его литературных, научных и общественно-политических интересов. Большинство рукописей его опубликованных работ хранятся в фонде в фрагментах, и рассмотрение их гораздо более эффективно с привлечением материалов других фондов (в ЦГАОР и ГБЛ), что не является задачей данного обзора. Однако имеются и неопубликованные материалы, особенно последних лет жизни и деятельности Кропоткина. Из ранних неопубликованных материалов в фонде хранится небольшая тетрадь, озаглавленная самим автором «Собрание сочинений в стихах П.А. Кропоткина за 1854–1855–1856 годы» (1856 г., автограф, 6 л.). Среди других материалов: неопубликованные заметки о народничестве (1918 г., машинопись, 7 л.); текст выступления Кропоткина на съезде учителей в Дмитрове 30 августа 1918 г. (автограф, 5 л.), в том же году вышедшего отдельным изданием [5]; доклад «Образовательное значение местных музеев» (1920 г., машинопись, 8 л.) [6], главы для русского издания 1920 г. мемуаров Кропоткина с дополнениями, написанными им в том же 1920 г., — о И.С. Тургеневе (машинопись, 1 л.), Н.Н. Ге (машинопись, 1 л.), русской опере (машинопись, 5 л.) и другие, частично использованные (по фонду ОР ГБЛ) при подготовке последнего их советского издания [7]; материалы к последнему большому труду Кропоткина «Этика» [8] (1919, машинопись, 16 л.), к докладу «Ледниковый и озерный периоды» в Комиссии по изучению болот при Музее Дмитровского края (1919, машинопись, 9 л.) и др.
Наиболее значительной частью фонда, как по числу единиц хранения (более 200), так и по охвату вопросов, выходящих далеко за пределы изучения собственно жизненного и творческого пути фондообразователя, является переписка. Письма Кропоткина охватывают период с 70-х годов XIX в. по 1920 г.
Полнее всего представлены его письма к жене (1879–1920 гг.). Интересны письма из Дмитрова, содержащие сведения о его не прекращавшейся даже в последние месяцы жизни общественной и научной деятельности. Так, в письме от 17 сентября 1920 г. Кропоткин сообщает о своем выступлении на собрании уполномоченных Дмитровского союза кооперативов: «Сегодня утром говорил на Союзе. Говорил минут 20. Сошло ладно. — Публике понравилось». В другом, датированном 24 октября, содержатся такие строки: «Вчера особенно интенсивно работал. Напал на интересное обобщение и ночью записал».
Среди других адресатов Кропоткина — его родные и близкие, ученые, издатели, общественные деятели разных стран. В письме ботанику В.В. Половцову от 30 марта 1890 г. Кропоткин сообщает о работе над серией статей, собранных затем в книге, выдержавшей ряд изданий на разных языках [9]: «Я теперь погрузился в статьи о взаимной помощи в борьбе за существование — развитие мысли, некогда высказанной Кесслером. Богатая тема, как видите».
Здесь же хранятся представляющие преимущественно биографический интерес письма Г. Брандесу (G. Brandes), Э. Гарнетту (Е. Garnett), Ж. Граву (J. Grave), Ф. Мошелесу (F. Moscheles), М.В. Сабашникову, С.М. Степняку-Кравчинскому и Ф.М. Степняк, Ш. Рош (Ch. Roche), Э. Реклю (Е. Reclus), Б. Шоу (В. Shaw) и другим лицам.
В отличие от писем самого Кропоткина, чаще всего сохранившихся в виде черновиков и копий, письма различных корреспондентов к нему представлены намного полнее. Даже простое перечисление иностранных корреспондентов Кропоткина говорит о широте его связей и международном авторитете. Среди них — общественные деятели, ученые и литераторы: Г. Альберти (G. Alberti), Дж. Андерсон (J. Anderson), Л. Бертони (L. Bertoni), Ж. Герен (J. Guerin), Ж. Грав (J. Grave), В. Джефферсон-Дэвис (V. Jefferson-Davis), Дж. Кейр Харди (J. Keir Hardie), Р. Кенней (R. Kenney), Кобден-Сандерсон (Cobden-Sanderson), X. Корнелиссен (Ch. Cornelissen), Ф. Леру (F. Leray), Дж. Люлли (J. Lully), А. Линдхаген (A. Lindhagen), Ч. Ломброзо (С. Lombroso), Том Манн (Tom Mann), B. Менсфорд (W. Mansford), А. Оулу (A. Oulu), С. Рассел-Зеефридж (S. Russel-Seefridge), Поль (Paul) и Элизе (Élisée) Реклю (Reclus), P. Рокер (R. Rocker), Ж. Рот (J. Roth), III. Рош (Ch. Roche), Л. Харт (L. Hart), Б. Шоу (В. Shaw) и др. Значительнейшая часть корреспонденции посвящена вопросам перевода и издания трудов Кропоткина: письма Г. Аллена (G. Allen), А. Бутта (A. Butt), Г. фон Гижицкого (G. von Gižycki), Е. Дидерикса (Е. Diederihs), Я. Дюкмалайнена (J. Ducmalainen), Г. Ландауера (G. Landauer), Б. Лельярика (В. Lehlyarik), А. Майнарда (А. Maynard), Л. Молинари (L. Molinari), К. Оссиан-Нильсона (Ossian-Nilsson), А. Файфильда (A. Fifield), В. Хейнемана (W. Fleineman) и др.
Письма русских корреспондентов относятся в большинстве своем к последним годам жизни Кропоткина. Среди их авторов общественные деятели, ученые: А.М. Атабекян, А.А. Боровой, В.Ф. Булгаков, Е. Н. Вавилова (секретарь Общества сближения с Англией, почетным председателем которого Кропоткин был избран в 1917 г.), П.В. Виттенбург, А.А. Тилло, В.Н. Фигнер, В.Г. Чертков и другие, а также родные и друзья семьи Кропоткиных. На некоторых письмах имеются пометки Кропоткина. Примечательно в этом отношении письмо А.В. Долинина-Иванского (20 августа 1913 г.), в котором он просит Кропоткина поделиться взглядами на задачи воспитания. На последней странице письма содержатся карандашные заметки адресата. Довольно широко представлены в фонде письма издателей, редакторов и переводчиков трудов Кропоткина на русский язык — А. Борисовой (корректора издательства «Посредник»), C.А. Венгерова, А.К. Дживелегова, А. Коншина, Е. Луковникова, С.П. Мельгунова, Н. Николаевского, М.В. Сабашникова, А.М. Хирьякова, Е.К. Яковлева и др. В фонде сохранилось немало писем разных лиц к П.А. и С.Г. Кропоткиным с просьбами о высылке книг Кропоткина.
Среди материалов других лиц (8 ед. хр.) представляют интерес неопубликованные работы брата П.А. Кропоткина — Александра Алексеевича (1840–1885) — талантливого популяризатора и пропагандиста передовых естественнонаучных идей: «Выписки о психологии животных» (1859–1866, автограф, 15 л.), «Заметки по динамике и соматологии» (1885, автограф, 6 л.), а также копия «Исповеди» М.А. Бакунина (машинопись, 18 л.).
Значительное место в фонде (более 30 книг, брошюр и оттисков) принадлежит книгам, дающим представление о круге чтения Кропоткина и его связях. Среди них книги с дарственными надписями авторов, переводчиков и редакторов — В.Н. Фигнер «Шлиссельбургские узники» (1919), Р.К. Пённета «Менделизм» (последняя подарена редактором ее русского издания В.С. Елпатьевским), профессора Московской сельскохозяйственной академии А.Ф. Фортунатова. О научных и общественно-политических интересах Кропоткина свидетельствуют и такие издания, как оттиск статьи Н.А. Морозова «Вновь открытые превращения эманации радия с точки зрения эволюционной теории атомов» (1907 г.,) русский перевод «Философии зоологии» Ф. Ламарка (1911 г.), брошюры с текстом первой Конституции РСФСР (1918 г.) и «Положение о социальном обеспечении трудящихся» (1918 г.) и др. Здесь же присоединенная к фонду позднее книга Кропоткина «Великая французская революция. 1789–1793» (Лондон, 1914) с его дарственной надписью: «Библиотеке Дмитровского союза кооперативов от автора. П. Кропоткин», а также издание «Записной книжки члена кооператива на 1919 год» [10], содержащей записи Кропоткина за 1919 и 1920 гг. Широко представлена и периодика, отложившаяся в архиве как в последние годы жизни Кропоткина, так и в более ранний период — номера «Известий» и других газет первых лет Советской власти. Библиографический и специальный интерес представляют листовки, воззвания, афиши и анархистские издания — газета «Вольный голос труда» (1918 г.), журнал «Почин» (1919–1920 гг.), а также другие редкие печатные материалы. Многочисленны подборки вырезок из английских, французских, русских периодических изданий, которые использовались Кропоткиным для работы, о чем свидетельствуют содержащиеся на них пометы. Среди изобразительных материалов (26 ед. хр.) главное место занимают фотографии — одиночные и групповые — Кропоткина, членов его семьи и других лиц, в том числе известной русской революционерки В.И. Засулич. Полнее всего представлены фотографии, относящиеся к периоду жизни Кропоткина в Дмитрове, — вид дома и интерьеров, снимки Кропоткина в рабочем кабинете, за роялем. Интересны фотографии, сделанные во время одного из первых посещений Кропоткиным Музея Дмитровского края в августе 1918 г., а также П.А. и С.Г. Кропоткиных среди уполномоченных Дмитровского союза кооперативов (1918 и 1919 гг.). В фонде имеются также рисунки Кропоткина, открытки.
В фонде хранятся и документы, отложившиеся уже после смерти П.А. Кропоткина, — переписка С.Г. Кропоткиной с разными лицами о судьбе творческого наследия ее мужа, материалы Комитета по увековечению памяти П.А. Кропоткина.
Краткий обзор материалов личного фонда П.А. Кропоткина в Дмитровском музее, главным образом переписки, дает основание сделать вывод о необходимости обращения к ним для исследования его биографии, творческого наследия, истории науки и общественно-политической мысли России и Западной Европы последней трети XIX — первого десятилетия XX в. В более узком плане материалы последних лет жизни Кропоткина могут рассматриваться как источники о культурной и общественной жизни Дмитрова и его уезда в первые послереволюционные годы и, в частности, об истории подмосковного краеведения. Актуальной в этой связи представляется задача публикации наиболее интересных материалов фонда.
1. Биографические труды о П.А. Кропоткине довольно многочисленны. На русском языке наиболее полные: Лебедев Н.К. Кропоткин. Биографический очерк. — М., 1925; Пирумова Н.М. П.А. Кропоткин. — М., 1972. Библиографию трудов П.А. Кропоткина см. в кн.: Петр Кропоткин: Сб. статей. — Пг.; М., 1922; Старостин Е.В. Источники о жизни и деятельности П.А. Кропоткина. (Из истории русской общественной мысли конца XIX — начала XX в.): Автореф. канд. дисс. — М., 1972.
2. Обзор данного фонда см.: Гапочко Л.В., Старостин Е.В. Архив П.А. и А.А. Кропоткиных // Записки Отдела рукописей ГБЛ. — М., 1973. — Вып. 34. — С. 5–70.
3. Соловьев К. П.А. Кропоткин и краеведный музей. (К 90-летию со дня рождения) // Советское краеведение. 1932. — № 11/12. — С. 55–64; Старостин Е.В.О встречах В.И. Ленина и П.А. Кропоткина. (К вопросу датировки) // Археографический ежегодник за 1968 год. — М., 1970. — С. 225–229; Он же. Источники о жизни и деятельности П.А. Кропоткина. (Из истории русской общественной мысли конца XIX — начала XX в.). Пользуюсь случаем выразить признательность Е.В. Старостину за ряд ценных сведений, сообщенных автору данного обзора.
4. Материалы С.Г. Кропоткиной нами не рассматриваются.
5. Кропоткин П.А. Приветствие съезду учащих. — Дмитров, 1918.
6. Опубликован К.А. Соловьевым (Указ. соч. — С. 60–64).
7. Кропоткин П.А. Записки революционера. — М., 1966.
8. Первый том его был опубликован посмертно: Кропоткин П.А. Этика. — М., 1922. — Т. I: Происхождение и развитие нравственности. Рукопись второго тома была утеряна и судьба ее в настоящее время неизвестна.
9. Например: Mutual Aid. A factor of evolution. By P. Kropotkin. — London, 1902. Ha русском языке (в сокращенном виде) книга впервые издана в 1904 г.: К. Кр-ин. Взаимопомощь среди животных и людей. — СПб., [б.г].
10. Хохлов Р.Ф. Книжные фонды личного происхождения как исторический источник. (По материалам собрания Дмитровского музея) // Проблемы отечественной истории. — М., 1973. — Ч. 1. — С. 317–319.