Труды Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П.А. Кропоткина. М., 1995. Вып. 3: П.А. Кропоткин и революционное движение. С. 214–216.
П.Цолов
Болгария
С самого своего начала и до сих пор болгарский анархизм характеризуется тем, что выражает в основном анархо-коммунистическую тенденцию и, самое главное, что он решительный сторонник организации. Его теоретические источники различны — начиная с Бакунина, Малатесты, Фора, Рокера и других выразителей этой тенденции. В пропагандистской литературе, в газетах и журналах болгарские анархисты часто ссылаются на эти имена и подчеркивают свои связи именно с этими людьми. Правда, первые анархисты всегда вдохновлялись Бакуниным, но больше всего издавали произведения Кропоткина, и именно он определил облик нашего безвластнического движения. Надо сказать, что многие сочинения Кропоткина издавались в Болгарии, причем не один раз. Но начиная с 1945 года, когда в Болгарии началось установление большевистско-сталинской диктатуры, издание его трудов приостановилось.
Первым в Болгарии познакомился с творчеством Кропоткина Спиро Гулапчев (1852-1918), считающийся предтечей анархистского движения в Болгарии. Его мировоззрение формировалось в Москве и в Киеве, где он вращался в среде революционной молодежи, читал Писарева, Добролюбова, Чернышевского, Белинского, Бакунина, Толстого и Прудона. На Украине он связался с социал-революционной партией Ивана Франко. Гулапчев был последовательным федералистом. От него в Болгарии впервые услышали "социалистическую критику буржуазного порядка".
На родине Гулапчев создал просветительское товарищество, библиотеку, вечернюю школу. Он является также создателем первого социалистического движения в Болгарии, названного им "сиромахомилством", что означает "болеть за бедноту". После раскола этого движения в 1891 г., наряду с возникновением марксистских групп, стало оформляться анархистское движение.
Параскев Стоянов (1871–1941) был крупной фигурой болгарского анархического движения. Он встречался с Кропоткиным и переписывался с ним. Учась в Бухаресте, Стоянов вошел в кружок социалистов, где ему попалась брошюра Кропоткина "К молодому поколению". Каждый, кто читал этот призыв, знает, что благодаря своей простоте и глубоко прочувствованному воодушевлению он является исключительным документом общесоциалистической пропагандистской литературы. Читая строки этого призыва, проникнутые духом высочайшего идеализма и любви к человечеству, мы можем понять то удивительное движение русской молодежи, которая, отказываясь от удобств и благополучия личной жизни, шла в народ, бралась за тяжелый труд ремесленников и крестьян, стремилась проповедовать ему новую весть о скором освобождении. Как и Кропоткин, П.Стоянов, который жил в молодости в Румынии, был выходцем из аристократических кругов. Так же, как и Кропоткин, позднее он обратился к народу, занялся его просвещением. Он распространял идеи безвластия; его считали "отцом анархизма" в Румынии. Об этом говорит в своей "Истории социализма" д-р Слатениану. В 1890 году Стоянов начал изучать медицину в Париже. Полиция преследовала его за антимилитаристскую деятельность, он был посажен в тюрьму. Через несколько месяцев после освобождения Стоянов нелегально переехал в Италию, а затем — в Швейцарию, где связался с швейцарскими и русскими друзьями. Совместно с армянским анархистом А.М.Атабекяном он организовал типографию и начал издавать анархистскую литературу, в основном труды Кропоткина. Его деятельность привела к тому, что он был выдворен полицией из Швейцарии. Он уехал в Италию. Там он поддерживал связи с Малатестой, Мерлином, Гравом, Кропоткиным, Луизой Мишель и др. Его корреспонденция этого периода насчитывает более 800 писем.
Встреча Стоянова с Кропоткиным состоялась позже, в Лондоне. Кропоткин в одном из своих писем говорит об этой встрече, во время которой Стоянов познакомил его с анархическим движением в Румынии и Болгарии.
Когда в Сицилии возникло народное недовольство, Параскев Стоянов поехал туда вместе с итальянскими друзьями, чтобы принять участие в готовящемся восстании. Но он был арестован и препровожден в Болгарию, так как румынские власти не допустили его въезда в Румынию.
В Болгарии Стоянов занялся издательской деятельностью, установив близкие связи с первыми болгарскими анархистами — Гулапчевым, Михаилом Герджиковым, Вырбаном Килифарским, Николой Стойновым и др. Позднее он стал постоянным сотрудником газеты "Пробуда" ("Пробуждение"), органа Федерации болгарских анархо-коммунистов, которая начала выходить в 1919 г.
Что касается до его общественной деятельности, то надо отметить, что Стоянов собирал средства для помощи матросам с крейсера "Потемкин". Русская полиция занесла его в список опасных для самодержавия лиц, и когда он собирался принять участие в Международном съезде врачей в Москве, ему не позволили приехать в Россию.
На этом я хотел бы остановиться. История болгарского анархизма — долгая и динамичная, и я хотел бы в заключение подчеркнуть, что с самого начала для болгарских анархистов идеи Кропоткина были основой для формирования их взглядов и для практической деятельности.