Труды Комиссии по научному наследию П.А. Кропоткина.
М., 1992. Вып. 2. С. 124–127.
В.В.Налимов, Ж.А.Дрогалина
Говорят, что анархизм изжил себя. Это неверно. Печальные уроки "Октябрьской революции" придали ему новое звучание. Его воспреемником стало движение ненасилия. В программу XIX Всемирного философского конгресса, который должен состояться в Москве в августе 1993 г. [1], включён симпозиум под названием "Философия ненасилия". Мы видим, что ненасилие становится не только социальной, но и философской темой. Может быть, ненасилие — свобода (не только для себя, но и для других) обретёт статус философской категории?
Здесь хочется обратить внимание на то, что уже в 1920-е годы в нашей стране возникло резкое расслоение в многоликом русском анархизме. Появились как бы два направления. Одно —воинственное, традиционно революционное, запал которого был направлен на уничтожение государства и главная идея которого сводилась к радикальному, мгновенному изменению внешних условий. Другое — прямо противоположное, направленное на изменение внутреннего состояния — сознания человека, акцентировавшее духовный поиск и развитие, обеспечивающие естественное возникновение нового общества без насилия и принуждения. Это было философски оформленное учение, опиравшееся на весь духовный опыт человечества, получившее название "мистического анархизма" — духовного пути к акратии. Но оно было уничтожено, как и многое другое.
Здесь можно было бы сказать с горечью "Увы нам!", если бы сама анархическая идея не обладала архетипическим, универсальным характером, из чего следует, что она жива и возвращается к нам в новых вариантах, таких, например, как движение зелёных, которое, по существу, — не более чем новый аспект анархизма. Это отказ от насилия над Землёй и природой. Это противостояние традиционному для западной культуры, идущему от Ветхого Завета представлению о том, что человеку дано право властвовать над природой [2].
Можно также перебросить мост от мистического анархизма к новому движению в западной психологии, известному под названием "трансперсональной психологии", которое, ищет теоретические практические пути создания новой парадигмы культуры, уделяя особое внимание проблеме сознания и развития личности на основе духовного поиска и достижений мировой духовной культуры. Сознание как объект исследования появилось в западной психологии сравнительно недавно, т.к. отсутствовали философские подходи и методы изучения проблемы. И в этой связи поразительным становится именно тот факт, что представители мистического анархизма уже в начале века поставили те проблемы, которые начинают обсуждаться только теперь. Более того, поняв необходимость создания "новой этики", они не просто декларируют её, но приступают к практической работе, создавая философские подходы и просветительно-воспитательную работу, основывая журналы, в которых излагают своё учение, программные положения которого оказываются в резком противостоянии идеологии насилия коммунистического государства.
Выдающиеся представители этого направления А.А.Карелин [3], А.А.Солонович и Н.И.Проферансов приступили к строительству "внутреннего человека", духовное состояние которого, основанное на опыте сознания, полагалось единственным условием "Преображения мира". Их понимание и задачи трансцендировали кропоткинские пределы "солидарности и взаимопомощи", достигнув архетипических глубин Универсума — Кришны, Будды, Христа — Любви и Сострадания.
Задача "Преображения мира" на основе сознания содержит и решение проблем экологического кризиса, и появление движения зелёных в этом контексте закономерно.
Процесс строительства "внутреннего человека" социально значим. Это понимали давно. "Стяжай себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся", — учит Преподобный Серафим Саровский. А у Л.Н.Толстого читаем следующее: "Для того, чтобы положение людей стало лучше, надо, чтобы сами люди стали лучше... Для того же, чтобы люди становились лучше, надо, чтобы они всё больше и больше обращали внимание на себя, на свою внутреннюю жизнь. Внешняя же, общественная деятельность, в особенности общественная борьба, всегда отвлекает внимание людей от внутренней жизни и потому всегда, неизбежно развращая людей, понижает уровень общественной нравственности. Понижение же уровня общественной нравственности делает то, что самые безнравственные части общества всё больше и больше выступают наверх и устанавливается безнравственное общественное мнение, разрешающее и даже одобряющее преступления. И устанавливается порочный круг: вызванные общественной борьбой худшие части общества с жаром отдаются соответствующей их нравственному уровню общественной деятельности, деятельность же эта привлекает к себе ещё худшие элементы общества" [4].
Таким образом, "мистический анархизм" оказался Вестью, посланной человечеству ещё на заре века.
В работе А.А.Солоновича одна из основных мыслей звучит так: "мы должны рассматривать мир как совокупность различных сознаний". "Мир как совокупность различных сознаний", или, другими словами, вездесущность сознания в наше время становится темой серьёзных дискуссий, обретая новое звучание. Например, Р.Мецнер акцентирует "духовный аспект в явлениях природы": "Каковы уроки этих историй об Одине для нашего теперешнего европейского сознания? В первой истории рассказывается том, как Один открыл секрет, духовный язык природы. Цели и методы алхимии, и в Европе, и в Азии, были направлены именно на поиск духовного смысла процессов природы. Наше же современное изучение природы, наша наука в основном базируется на механистической, материалистической парадигме, которая совершенно опускает, и даже отрицает, любой духовный аспект в явлениях природы. Нам безусловно следует восстановить уважение к взаимосвязи и духовной целостности всех проявлений жизни на нашей Земле. Мы снова нуждаемся в анимистическом, пантеистическом, алхимическом взгляде, чтобы избавиться от ядовитой повсеместной изоляции человека от остальной жизни. Наука и религия, более сотни лет находящиеся в противостоянии, теперь должны соединиться вновь. Всё более объединяющийся мир требует интегрированного мировоззрения" [5].
Эта тема развивается и в статьях одного из авторов настоящего сообщения [6], который в 20-е годы слушал лекции А.С.Солоновича и принял его духовную эстафету.
1. См.: От Советского оргкомитета по подготовке я проведению XIX Всемирного философского Конгресса // Вопросы философии. 1991. № 2. С.156.
2. "И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. I, 28).
3. А.А.Карелин — вторая по авторитету и влиянию политическая фигура после П.А.Кропоткина. Именно он заложил духовные основы "практической перестройки человеческой индивидуальности". См. статью А.Л.Никитина в настоящем сборнике.
4. Бунин И.А. Освобождение Толстого // И.А.Бунин. Собр. соч. М., 1967. Т.9. С.128–129.
5. Metsner R. The German Mithology and the Fate of Europe // Revision Journ. of Consciousness & Change. 1990. Vol. 13, № 1. Р.24.
6. Налимов В.В. Вездесущно ли сознание? // Человек. 1991. № 6. Он же. Силуэты вольного университета XXI века. Иррациональное в рациональном // Там же. 1991. № 4.