Ал. Атабекян. Основы земской финансовой организации без власти и принуждения. М., 1918. 16 с.
На посл. стр. указан склад издания: Коровий Вал, 16, кв.14.
Прежде чем перейти к изложению настоящего доклада, считаю нужным в кратких словах остановиться на тех глубоких общественных и политических изменениях, которые были вызваны еще не законченной мировой войной, и создали те условия, при которых идеология народничества — объединение научных знаний профессиональной интеллигенции со свободным творчеством народных масс, находит себе все более широкое плодотворное поле для применения.
Мировая война, оторвавшая от производительного труда десятки миллионов рабочих рук, вызвавшая безумную трату несметных богатств и поглотившая неисчислимое множество человеческих жизней, в корне расшатала всю хозяйственную и общественную жизнь человечества. В России она привела к сказочному крушению самодержавной Империи, созданной тремя веками войн, насилий и гнета; затем, она уничтожила и самые формы великодержавной Российской государственности — русский империализм.
Почитатели памяти старой государственности сокрушаются об этом крахе великодержавной России, им бы хотелось видеть Великороссию (употребляя выражение П.А. Кропоткина) «в роли Пруссии по отношению к окраинам бывшей империи». Я не сомневаюсь, что за периодом распадения старой государственности наступит скоро период тяготения народов, бывших в подданстве Российской империи, к объединению, но уже не в форме государственного гнета, а на новых свободных федеративных началах, с соблюдением полной самостоятельности самоопределившихся естественных территорий. Пусть сейчас торжествует германский империализм, пусть вслед за Россией он разгромит Францию, затем и Италию, но все равно физической силой свободного духа не покорить. Народы, ощутившие хоть на миг близость заветных своих мечтаний — свободы от чиновничьего гнета государственной власти и возможность материального довольства для всех, — под ярмом грубой технической силы долго не удержать.
Для того, чтобы свести на нет победу германского империализма, нам нужна широкая, солидарная общественная самодеятельность и упорный производительный труд на свободных социалистических началах. Ими великорусский народ лучше пробьет себе пути к морям, через трудовое единение своих интересов с интересами соседних народов, чем штыками великодержавной государственности.
Все живое зарождается, растет и видоизменяется. Таков закон природы и человеческих обществ. По этому же пути должна идти Советская Федеративная Республика. На последнем Съезде Советов Ленин назвал Советскую Республику высшей формой политического строя, из которого устранен «угнетательный аппарат государства». Теперь предстоит на деле осуществить это идеальное государство без гнета. А ведь ясно для каждого человека, что всякая власть, по своему существу, есть гнет, хотя бы она называлась Советской. Мы должны вложить в нынешние формы государственности новое содержание. Мы должны отказаться от всяких принудительных мероприятий; между двумя друг друга решительно выключающими понятиями «Совет» и «Власть» мы должны безоговорочно признать первое и отвергнуть второе.
Быть может, никто из вас до сих пор не задумался над тем вопросом, что нельзя одновременно и советовать, и властвовать. Это противоречивое сочетание двух взаимно исключающих понятий произошло от предрассудка, будто государство, т.е. большое общество, не может существовать без власти. А между тем правильно понятое федеративное начало Советской Республики как раз исключает понятие «власти», т.е. принуждение. Недаром ветеран международного освободительного движения Петр Алексеевич Кропоткин является самым убежденным поборником федерализма. Федерация означает свободный союз, и признание за каждым входящим в этот союз права свободно выйти из него, коль скоро федерация перестает соответствовать его потребностям и стремлениям. Это свободное федеративное начало мы должны воплотить в жизнь во всех отраслях общественной организации: в общественных службах, в производстве, товарообмене и распределении предметов потребления. На этом самом начале основывается предлагаемая вам новая финансовая система для организации земского казначейства и дарового общественного кредита.
Я предлагаю назвать проектируемое учреждение Земским Народным Банком.
В задачи нового земского финансового аппарата должно войти снабжение средствами общественных служб и кредитование общественного товарообмена, равно как и коллективного, и индивидуального труда, в пределах данного земства.
Рассмотрим, прежде всего, вопрос об общественных службах.
Общественные службы, как, например, народное просвещение, медицинская помощь, пути сообщений и т.д., требуют расходов и, в сущности, не должны были бы давать никаких доходов. Примерно, железными дорогами тоже следовало бы пользоваться бесплатно, как и шоссейными. К этому мы придем, быть может, скорее, чем многие подозревают. В распространении этого начала также на предметы потребления и заключается сущность коммунизма. Для развития общественных служб в указанном направлении нужна финансовая организация на новых началах.
До сих пор для покрытия расходов по содержанию общественных служб государство выкачивало прямые и косвенные налоги в свое казначейство, и чиновники, помимо плательщиков, распоряжались этими суммами по своему усмотрению. Правда, чтобы лучше усыпить пробудившееся народное сознание, были придуманы разные выборные учреждения: парламенты, государственные думы, учредительные собрания, но для всякого здравомыслящего человека было ясно, что вся эта канитель с народным представительством сводилась к комедии и что всеми делами, в сущности, верховодили чиновники, которые сами составляли росписи государственных доходов и расходов. Для логического развития и усовершенствования Советского федеративного строя должны быть устранены все чиновники, вся бюрократия. Трудовые профессиональные союзы должны сами разработать свои сметные предположения для каждой данной земской единицы, разверстать их подушно на села и предложить самому народу — миру, обсудить и затем принять или отвергнуть тот или другой расход. Для того, чтобы народ не подпал под новую опеку чиновничества, хотя бы под флагом Советов, — для того, чтобы в действительности упразднить «угнетательный аппарат государства», трудовой народ не должен выпускать из своих рук средств, собранных налоговым самообложением на общественные нужды.
Но, с другой стороны, нельзя приступать к сбору добровольных налогов по селам в момент производства общих расходов, поэтому я предлагаю вам заранее поставить на обсуждение Волостных Советов новую организацию финансов, а затем широко ознакомить с ней население и предложить проект на одобрение самих плательщиков налогов — сельских общин. Новая система основывается на кооперативном начале, но, в отличие от существующих кооперативных банков, она представляет ту особенность, что учредителями и главными вкладчиками являются сельские общины. Предварительно сельские общины должны собрать самообложением суммы, приблизительно соответствующие всем прежним налогам и сборам, увеличив их пропорционально обесценению рубля, и объединить эти сборы в общую кассу, в Уездный Земский Банк, где вклады будут находиться особо, на текущем счету каждой внесшей сельской общины. Без одобрения и разрешения мирского схода ни одна копейка не может быть израсходована из народных трудовых денег. При этой системе сельские общины могут без опаски собрать и больше, чем нужно, на текущие расходы. Никто не будет иметь право истратить излишек. Тем временем профессиональные союзы и коллективы наличных работников на общественных службах уезда — учителя, медицинские и ветеринарные врачи, агрономы, лесничие и т.д., совместно с союзами так называемых «низших» и средних служащих составят согласованные сметные предположения для всего уезда, произведут подушную разверстку на села и циркулярно представят их мирским сходам или, выражаясь в духе нашего времени, Сельским Советам. Села, которые одобрят предложенный бюджет, полностью и ассигнуют соответствующую свою долю расходов, будут пользоваться бесплатно всеми предусмотренными общественными службами, а те из них, которые отвергнут местный сельский бюджет в той или иной его части, будут платить за пользование обновленными земскими общественными службами сравнительно усиленную плату.
Нет сомнения, что сметные предположения для общественных служб, получивших всеобщее признание, как народное просвещение, медицинская помощь, пути сообщений, будут единодушно признаны; но зато народу не могут быть навязаны разные непроизводительные и ненужные ему расходы. Вот вся суть предлагаемой финансовой системы, основанной, вместо централизованного государственного казначейства, на федеративном финансовом объединении сельских общин, системой свободного сотрудничества или кооперации.
Задача не так сложна, как может показаться с первого взгляда. Нужно побольше свободного почина и творческой воли. Усилия потребуются только для приобретения первоначального навыка.
Но зато созданный ново-земский финансовый аппарат — Уездный Земский Народный Банк, даст в то же время возможность принять на учет все природные и культурные богатства уезда, все орудия коллективного труда, сельско-хозяйственные экономии, экспроприированные земли, Фабрики и заводы. Земский Народный Банк тем самым даст возможность определять размеры пользования всем общественным достоянием, подобно тому как продовольственные комитеты распределяют продукты потребления.
Затем Земский Народный Банк, имея на учете все общественные богатства, сможет финансировать и промышленность, и общественную торговлю, т.е. продовольственный и производительный товарообмен.
Он же, при моральном поручительстве сельских общин и после отзыва специалистов-экспертов, откроет даровой кредит для безработных, объединенных в трудовые производительные артели, или даже для отдельных ремесленников, и послужит мощным рычагом для экономического преуспеяния уезда.
Когда у нас производство поднимется на должную высоту, то, будьте спокойны, не смотря ни на какие немецкие рогатки, мы без хлеба не останемся.
Товарищи, организация Земского Народного Банка на истинно-федеративных началах, без принуждения — это прямой путь дать народу синицу в руки, осуществить свободный социализм, который поведет нас к еще более совершенному идеалу — к коммунистическому анархизму.
В заключение — еще два слова. Послушаем мудрого совета испытанного друга трудового народа, который, вступив в последнюю четверть века своей жизни, все еще ест свой хлеб своим трудом, — послушаем Петра Алексеевича Кропоткина.
В самом начале войны он пророчески предсказал: «Теперешняя война творит новую историю. Она всем народам ставит новые условия общественного строительства. Вызванное ею объединение всех слоев общества в одном общем деле не пройдет бесследно, а заложит зачатки более объединенной жизни».
Что это значит?
Это значит, что теперь, когда до основания разрушен старый политический и экономический строй, мы должны вспомнить дружный подъем духа всего народа в первые годы войны и творить новую историю, объединив все слои общества, но уже без сословных и даже трудовых, профессиональных привилегий.
Товарищи, вы должны откинуть тактику классовой вражды, т.к. пора заметить, что ведь фактически все сословные привилегии уничтожены.
Нельзя творить новую историю, создать объединенную жизнь, т.е. социализм, на розни и вражде.
Первое же, необходимое условие для объединения, это — отказ от власти и осуществление не на словах только, а на деле сущности Советской Федеративной Республики, долженствующей опираться не на власть и принуждение, а на общественный совет и на свободную федерацию.
Во время обсуждения общей части доклада автором были высказаны еще следующие дополнительные положения:
1) Финансовое объединение на изложенных началах не должно ограничиться уездом; его следует распространить на весь округ (губернию). Новый международный строй, предусматриваемый президентом Вильсоном в исходе мировой войны, для того, чтобы стать действительно новым, должен выразиться для цивилизованных народов в территориальном самоопределении промышленных и культурных центров с окружающим земством в автономные, по хозяйственной организации, области, без политических и таможенных границ.
2) Союз Земских Народных Банков, объединившись с аналогичными городскими банками самоопределившихся областей России, должен взять в свои руки все функции общегосударственного казначейства и государственного банка распавшейся Российской Империи, ликвидировать общее хаотическое финансовое наследие и заложить основы нового свободного объединения, без государственного гнета.
3) Проектируемый Земский Народный Банк, приняв на учет все общественные богатства (земли, недра, леса, фабрики и т.д.), должен предоставить управление общественным достоянием, в соответствии с размерами и характером угодий и предприятий, местным земским Советам (сельским, волостным, уездным) и фабричным или заводским Советам, при равноправном со всеми участии в них технического и распорядительного надзора. Банк же сам должен организовать особый учетно-статистический отдел для равномерного распределения среди всего местного населения как пользования даровым кредитом, так и участия в общих прибылях и убытках всеобщим взаимным страхованием.
4) В случаях, когда окажется, что даровой кредит, предоставленный коллективам (артелям) или отдельным лицам, дает убытки, то необходимо будет установить причину. Если убытки произошли от несчастного стечения обстоятельств, то кредит нужно восстановить за общественный счет; если же окажется нерадение, неумение или даже преступный умысел (подобно злостному банкротству при капиталистическом строе), то дальнейшую трудовую производительную деятельность таких лиц придется взять под опеку.
5) Оплата труда, при коллективном производстве (на фабриках, заводах, шахтах и т.д.) должна производиться по прожиточным нормам, устанавливаемым Совещаниями делегатов от всех профессиональных объединений данной земской единицы. Заработки же лиц, пользующихся даровым кредитом в отдельности или семейно (ремесленники, хуторяне) могут быть освобождены от учета; при отсутствии наемного труда будет устранена возможность скопления общественных богатств в частных руках.
После обсуждения доклада Уездным Совещанием было принято единогласно (при одном воздержавшемся) следующее постановление:
Совещание в принципе признает основные положения доклада и поручает избранной комиссии из трех лиц разработать со сведущими специалистами вопрос, изложить в общедоступной форме и опубликовать для всеобщего сведения и обсуждения населением.